[Студия кино "УЛИСС" ]
Главная » Статьи » Ретроспектива

Мартин Скорсезе и фильм "Последнее искушение Христа". 1988 г.


История Сына человеческого увидена через цепь искушений, ловушек, развилок. Ее двигает экстатический страх, и смотришь его с тяжелым чувством, потому что это триллер веры. Скорсезе изображает последователей Иисуса совершенно земными. Они желали революции, а Он принял Распятие, пошел на крест и вверг их надежды на земное царство в прах, и уподобил их земное существование праху. Но последующая развилка невероятно мощна: Распятый на кресте освобожден от миссии, у него будет свадьба, дом, дети, дорога от объятий к объятиям, от сына к сыну, возделываемый сад.



Американский режиссёр Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казанцакиса в течение пятнадцати лет. Его привлекла трактовка евангельской истории как притчи о вечном соперничестве в человеке плотского и духовного, земного и божественного. По этой версии, обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. А последним искушением для него оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной, если бы Иисус был всё-таки спасён от распятия на кресте. Вот почему картина Скорсезе вызвала бурю споров, противоречивых мнений и даже террористические акции со стороны католических фанатиков, которые протестовали против её демонстрации в кинотеатрах.

А в 1997 году неожиданные страсти разгорелись у нас в стране, где представители православной церкви (а вкупе с ней — и депутаты Госдумы), наверняка не видевшие ленту «Последнее искушение Христа», вдруг стали диктовать негосударственному телеканалу НТВ, что вовсе не следует показывать фильм, который оскорбляет чувства верующих. В результате чего дважды объявленная в телепрограмме картина была отменена — и этим причинены несомненные неудобства всем неверующим, людям нехристианской веры да и тем разумным поклонникам Христа, кто желал бы лично и воочию убедиться: какую же крамолу сочинил один из признанных режиссёров мирового кино, который сам был обращён в католичество и в юности даже подумывал… о сане священника.

Весь этот ажиотаж кажется довольно странным, поскольку произведение Мартина Скорсезе в большей своей части всё же иллюстративно, воспроизводя один эпизод Евангелия за другим, а по духу вполне традиционно и канонично. Даже очень откровенные (и надо сказать, лишённые вкуса) сцены утех Марии Магдалины, кроме того, пригрезившаяся Иисусу на кресте его возможная земная судьба потом оправдываются моральной категоричностью финала. Тот, кто должен быть распят за все грехи человечества, примиряется перед смертью со своим предначертанием и избавляется от мирских соблазнов. А вот намного интереснее необычная трактовка образа Иуды, который кажется куда больше одержимым ортодоксом христианства, чем сам Иисус. Играет его Харви Кайтел, один из любимых актёров Скорсезе. Впрочем, неожиданным был выбор на главную роль также и Уиллема Дэфо, чаще всего исполнявшего до этого отрицательные роли современных подонков и изгоев.

В ожидании осуществления проекта по книге Никоса Казанцакиса как Мартин Скорсезе, так и сценарист Пол Шредер, потом тоже ставший режиссёром, в своих фильмах на современном материале уже в определённом смысле разыграли эту историю Христа, который сначала познаёт искушение плоти, а затем обретает искупление духа. И сделали это, пожалуй, талантливее и не столь академично, как в данной ленте, кстати, оказавшейся третьей по счёту их совместной работой (после «Таксиста» и «Разъярённого быка»).

1989/1997 


(Материал с портала Кинопоиск)


Категория: Ретроспектива | Добавил: Jack (31.01.2014)
Просмотров: 382