Главная » Статьи » Ретроспектива |
Чарли Чаплин и фильм "Великий диктатор". 1940г.
Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев. Производство фильма началось 1 января 1939 года, а непосредственные съёмки — 9 сентября, то есть на девятый день после объявления второй мировой войны. К концу работы над лентой, когда стало известно о вторжении фашистов во Францию, Чаплин решил изменить более комедийный финал. Он ввёл в повествование знаменитую речь, разоблачающую не столько Аденоида Хинкеля (в латинской транскрипции сохранены инициалы A и H, которые соответствуют имени и фамилии Adolf Hitler), диктатора в выдуманной стране Томании, а уже реального агрессора из нацистской Германии. Неудивительно, что «Великий диктатор» был запрещён для демонстрации во всех оккупированных странах и вышел, например, во Франции только 4 апреля 1945 года, то есть после полного освобождения от захватчиков. А в Испании не показывался вплоть до смерти другого диктатора — Франко. Интересно, что единственные премии, которые с опозданием эта картина получила, были инициированы в Японии и Финляндии, то есть у бывших союзников гитлеровского режима. Ну, и в СССР она не демонстрировалась обычным зрителям аж до 31 марта 1989 года, когда именно «Великим диктатором» был открыт Музей кино в Москве. Однако и после того, как фильм Чарльза Чаплина повторно выпустили на экраны в начале 2000-х годов в пятнадцати странах мира, он так и не появился официально в российском кинопрокате. И только в апреле 2004-го, в рамках ретроспективы великого режиссёра по случаю его 115-летия, на телеканале «Культура» наконец-то показали «Великого диктатора» более широкой аудитории. Своего рода «взрывоопасность» этой ленты заключается не только в её антидиктаторской направленности, что позволяет свободно подставлять под образ Аденоида Хинкеля любого другого «властителя народов», в том числе — и Иосифа Сталина. Но в «Великом диктаторе» наличествует и проклятый «еврейский вопрос», поскольку абсолютным двойником вождя оказывается скромный и даже трусоватый еврей-парикмахер, столь «маленький человек», что он вовсе не нуждается в обычном имени. Любопытно и то, что в самой первой звуковой, точнее — разговорной (ведь шумы и музыка есть и в «Огнях большого города», и в «Новых временах») работе Чаплина, который целых 13 лет сопротивлялся присутствию речи на экране, персонажи пользуются неким эсперанто, выдуманным всего за два года до появления на свет Адольфа Гитлера и Чарльза Чаплина польским евреем Людвигом Цаменхофом. Сейчас уже трудно постичь, что в момент выхода «Великого диктатора» 15 октября 1940 года в США, где картина пользовалась большим зрительским успехом, примерно вчетверо превзойдя свой бюджет (а вот ни один из «Оскаров» так и не достался!), публика была поражена, что типичный чаплиновский герой-бродяжка заговорил в кино. И прежде униженный и оскорблённый человек, осознающий отчаянность и безвыходность своего положения, вдруг не пожелал дальше смиряться с этим. Он произносит гневную речь против самого абсурдного из всего абсурдного на свете — против фашизма и диктатуры. Поэтому «Великий диктатор» — поистине великий сатирический фильм. Абсурд, обличаемый Чаплином, реален. Он не выдуман, а существует в действительности. Является порождением не какого-то злого рока, а вполне объективных историко-политических причин. И у этого абсурда есть свой абсурдный лидер. Для того, чтобы раскрыть абсурдность происходящего, автор картины использует мотив двойничества. Жалкий еврей-парикмахер и самовлюблённый диктатор — словно отделённые друг от друга, существующие в разных слоях общества, несущие добро или зло «доктор Джекил и мистер Хайд». На одном полюсе — сострадание и человечность, на другом — бессердечие и жестокость. И абсурд заключается как раз в том, что постепенно вытесняется и уничтожается человеческое, а торжествует дьявольское. Самая же абсурдная сцена в «Великом диктаторе» — встреча Аденоида Хинкеля с Бендзини Напалони из некой страны Бактерии (разумеется, под этим «подражателем Наполеона», породившим фашизм, имелся в виду Бенито Муссолини). Два политических маньяка пытаются поделить между собой весь мир, по-детски или же как клоуны играя с большим глобусом (любопытно, что подобную шутку Чаплин придумал ещё в 1928 году в любительской «домашней ленте»). Но пока «мистер Хайд» не стал единственным обличьем человека, создатель «Великого диктатора» стремился при помощи своего смелого антидиктаторского кинопроизведения призвать людей к борьбе с всеобщим абсурдом, которому не стоит слепо повиноваться. Кстати, ценность и актуальность этой картины не теряется с течением десятилетий. В 1997 году она была включена в США в Национальный регистр фильмов, где собраны очень редкие или значительные произведения американского кинематографа. По мнению пользователей imdb.com, входит с оценкой 8,3 из 10 баллов чуть ли не в сотню самых рейтинговых лент за всю историю. И на Берлинском кинофестивале 2003 года была показана отреставрированная копия «Великого диктатора» вместе с дополнительными киноматериалами, отражающими процесс съёмок и разные версии некоторых сцен. 2004 (Материал с портала Кинопоиск) | |
Категория: Ретроспектива | Добавил: Jack (14.07.2013) | |
Просмотров: 340 |