Главная » Статьи » Ретроспектива |
Далее, как и во всех «черных» фильмах, красотка делает Уолтеру предложение, от которого он не может отказаться и… совершает первый шаг в объятия Смерти. Вообще-то эту ленту принято относить к классике жанра «чёрного фильма» (термин употребляется именно на французский манер — film noir), ставшего в кино развитием стилистики «чёрного романа», которая сформировалась в американской детективной литературе в 30-е годы. Фактически же и автор экранизированной новеллы Джеймс М. Кейн, и один из сценаристов картины, известный писатель Рэймонд Чэндлер (кстати, он практически не мог найти общий язык с режиссёром Билли Уайлдером, и их работа над сценарием велась в весьма ожесточённых спорах), принадлежат к создателям триллеров. И в отличие от прежних детективов, повествование в триллерах концентрируется в большей степени на образах преступников и их жертв, а вместо типичного вопроса «кто убил?» (whodunit — как пишут для краткости американцы) оказываются куда значимее мотивы, обстоятельства и атмосфера совершения преступления. Вот и «Двойная страховка» сразу же начинается с добровольного признания человека, который оказался причастным к убийству. Страховой агент Уолтер Нефф, будучи уже раненым, врывается в свой офис и записывает для собственного друга Бартона Киза рассказ обо всём, что случилось с ним до этого. А своеобразным свидетелем (не только слыша, но и видя происходящее на экране) становится каждый из зрителей, узнавая о том, как Нефф, который был прельщён замужней женщиной Филлис Дитриксон, именно под влиянием её коварных замыслов согласился на преступление. Как гласит один из афористичных слоганов ленты — «не поцелуешься без убийства!». Да и её название имеет на самом деле два смысла. Денежная страховка должна достаться Филлис после того, как её муж отправится в мир иной. Но криминальные любовники также желают вдвойне подстраховаться перед законом, устраивая гибель мистера Дитриксона. Однако люди лишь предполагают — зато некий рок ими вовсю располагает. Пожалуй, этот мотив особенно присущ «чёрным фильмам» с их подчас гнетущей обстановкой действия, как и то, что многие персонажи вряд ли могут считаться положительными. В картине Уайлдера, наверно, лишён каких-либо пороков только друг главного героя, хотя и он практически сдаёт Уолтера Неффа в финале, вызывая карету скорой помощи. Впрочем, конец литературного произведения и первоначальный снятый вариант самой последней сцены (Киз присутствует на казни друга) были даже мрачнее и безысходнее. Лента Билли Уайлдера имела большой успех в американском прокате военных лет, превзойдя в пять с лишним раз собственный бюджет. А вот с премиями повезло в меньшей степени: будучи выдвинутой на соискание «Оскара» в семи номинациях, включая главную, она вообще ничего не получила. Запоздалым утешением может служить лишь то, что спустя годы «Двойная страховка» была признана «близкой к идеалу» в своём жанре, удостоилась высокой чести попасть в Национальный регистр фильмов, а в рейтинге современных посетителей базы данных imdb вообще оценена на 8,5 (из 10). 1976/2006 (Материал с портала Кинопоиск) | |
Категория: Ретроспектива | Добавил: Jack (26.12.2013) | |
Просмотров: 315 |