Главная » Статьи » Ретроспектива |
Альфред Хичкок и фильм "Головокружение". 1958г.
Не так давно выпущенная отреставрированная копия одного из шедевров Альфреда Хичкока лишний раз доказала, что многие современные творцы мелодраматических и психоаналитических триллеров (от «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» до недавней ленты «Чёрный георгин») вышли именно из «Головокружения». Любопытен и тот факт, что в середине 80-х годов этот вполне невинный по содержанию фильм был справедливо включён по одному из опросов критиков в десятку самых эротичных кинопроизведений всех времён и народов. Хичкок, который довёл до изощрённого великолепия механизм создания саспенса (тревожной атмосферы) почти что на пустом месте, точно так же поступил и с воплощением на экране неких глубинных флюидов обострённой чувственности, непреодолимого влечения мужчины к женщине. Будучи гением формальных приёмов, режиссёр прилагал все свои усилия для того, чтобы они практически не были заметны зрителю, оказавшись как бы растворёнными в ткани самого повествования, словно разлитыми в сюжете. Но как ни парадоксально, с течением времени непосредственная фабула, достаточно захватывающая сама по себе, всё меньше нас интересует в хичкоковских картинах. А «Головокружение» в этом смысле является одним из идеальных примеров, что подлинное головокружение можно получить, прежде всего, от восприятия того, как прихотливо и завораживающе поведана история. И можно в очередной раз, как будто вообще впервые, узнавать, что сан-францисский полицейский Джон Фергусон, так боящийся высоты, нанят своим школьным приятелем Гэвином Элстером для слежки за его женой Мэдлин. И именно в неё этот детектив безотчётно влюбляется, а когда Мэдлин погибает, встречает похожую на неё, как две капли воды, девушку по имени Джуди Бартон (естественно, что обеих играет одна актриса Ким Новак). Так что и мы вместе с главным героем начинаем путаться в этих двух ипостасях вечно ускользающего, но неотступно манящего женского начала, оказываясь покорными заложниками головокружительной страсти к объекту своего желания, словно к некоему недостижимому идеалу, ради которого можно решиться на любые жертвы, в том числе преодолевая собственный страх высоты. Хотя Хичкок ещё со времени создания «Заворожённого» (1945), отдавая дань фрейдистским подоплёкам тех явных и скрытых комплексов, которые переживают его персонажи, всё же держит в уме определённую долю иронии по отношению к происходящему, поскольку и сам подобным образом избавляется с помощью кино от преследующих маний и фобий. Впрочем, и для зрителей его ленты могут послужить как бы сеансами личного психоанализа, позволяя сублимировать смутные ощущения и прояснять для самих себя истинную природу своей «заворожённости». 2000/2007 (Материал с портала Кинопоиск) | |
Категория: Ретроспектива | Добавил: Jack (09.07.2013) | |
Просмотров: 335 |