[Студия кино "УЛИСС" ]
Главная » Статьи » Ретроспектива

Альфред Хичкок и фильм "Незнакомцы в поезде". 1951г.


Невероятные события начинают происходить в жизни звезды тенниса Гая Хэйнса после неожиданной встречи в поезде с обаятельным незнакомцем Бруно.


До этой встречи молодые люди имели разные, но серьезные причины чувствовать себя несчастными. Решение личных проблем двух случайных попутчиков состоит из небольшого обмена услугами: «Я убью для тебя, а ты убьешь для меня».



Одна из классических, выдающихся картин Альфреда Хичкока, которая оказала немалое влияние на кинематографистов разных стран. Остроумна и изобретательна уже завязка этой истории: один из пассажиров в поезде, разговорившись со своим случайным попутчиком, предлагает… совершить за него какое-нибудь преступление (например, убить жену, которая не даёт развода), а потом… обменяться убийствами (новый знакомый должен в ответ устранить отца первого из них), избежав, таким образом, не только возможных подозрений, но и наказания. Потом выясняется, что пассажир-психопат Бруно Энтони так и не оставил собственной безумной идеи и всё же реализовал личные навязчивые комплексы, задушив в луна-парке жену того самого спутника из поезда, Гая Хейнса, профессионального теннисиста, который должен теперь доказать свою полную непричастность к происшедшему.

Можно сказать, что это своеобразный хичкоковский ménage à trois, его чёрно-юмористический, держащий в напряжении «любовный треугольник», который образуют вместе невинный, виновный и одно преступление на двоих. Подобно тому, как режиссёры мелодрам или лирических комедий «тасуют карты», меняя взаимоотношения внутри обычного «любовного треугольника», так и «страшный интриган» Хичкок, которому, впрочем, нужно лишь безусловное наказание зла, хотя порой и запоздалое, варьирует из фильма в фильм всевозможные неожиданности, подстерегающие людей в тупике перед лицом смерти. То убийца играет с собственной жертвой, как кошка с мышкой; то невинный пытается избавиться от приписываемого ему преступления; а то и сам преступник оказывается заложником содеянного, и т. д.

В принципе, сразу все три перечисленных модели имеются в ленте «Незнакомцы в поезде». И каждый из вариантов изложен чрезвычайно захватывающе, а также блистательно по кинематографической форме, которая всегда была для Альфреда Хичкока не просто поводом для экспериментаторства, но прежде всего — наилучшим способом вовлечения зрителя в происходящее. Точное искусство детали (например, очки жертвы, которые спровоцировали на убийство), безостановочное, как бы карусельное развитие интриги (и реальная карусель в луна-парке задействована виртуозно — позже эти кадры явно или косвенно неоднократно цитировались в целой массе картин), умение вызвать страх в самых безобидных ситуациях (допустим, в сцене бала) и фирменная шутка под занавес, опять в поезде… Всё это, конечно, представляется непревзойдённым и неотразимо воздействующим, как и в самом начале 50-х годов, когда фильм только вышел на экран.

Между прочим, ещё при жизни Хичкока, а именно — в 1969 году, появился неудачный римейк под манерным названием «Однажды ты поцелуешь незнакомца». Куда оригинальнее был использован схожий сюжет в популярной чёрной комедии «Сбрось мамочку с поезда» (1987) Дэнни Де Вито. А ещё надо обязательно отметить, что лента «Незнакомцы в поезде» снята по роману Патриции Хайсмит, своеобразной преемницы Агаты Кристи в английской детективной литературе, и в создании сценария принимал, между прочим, участие Рэймонд Чэндлер, один из основоположников так называемого «чёрного романа».

1990 


(Материал с портала Кинопоиск)

Категория: Ретроспектива | Добавил: Jack (31.01.2014)
Просмотров: 375